воскресенье, 3 марта 2013 г.

Опционные программы - для чего это нужно?

Мы со СтартапАфишей начали проект по исследованию опционных программ в стартапах. Для чего это нужно?

Прежде всего стоит пояснить, что такое опционная программа. Вообще так в народе называют любой вид долгосрочной программы вознаграждения, где между моментом, когда участник в эту программу вступает (узнает правила игры, подписывает - хотя и не всегда - какие-то документы) и моментом, когда участник получает заработанное вознаграждение, проходит несколько лет, в среднем 3-4 года.

В мировой практике в стартапах, действительно, самый распространенный тип долгосрочной программы - это классический опцион, то есть право приобрести акции компании в будущем по фиксированной цене. Обычно цена фиксируется по справедливой рыночной цене на момент начала программы. Представьте, что если при текущей оценке стартапа в $1 млн. долларов акция компании на момент начала программы будет стоит условный доллар, то при благоприятном стечении обстоятельств и последующей продаже компании за $500 млн. долларов, та же акция возрастет в цене до $500 (с оговоркой, что не было размытия капитала) и участник, реализовав опцион, получит выгоду в $499.

С этой несложной математикой связаны фантастические истории успеха сотрудников компаний Google, Yandex, Facebook, которые после IPO получали возможность реализовать свои опционы, либо продать акции компании, и становились долларовыми миллинерами. А первой опционной программой в истории венчурной индустрии считается соглашение между восемью молодыми инженерами и компанией Fairchild Camera & Instrument, которая профинансировала  созданный ими стартап в обмен на право целиком выкупить доли основателей, если бизнес окажется успешным. Это произошло в 1957 году. Дела быстро пошли в гору и вскоре основатели Fairchild Semiconductors получили по $250 000, успешно реализовав выход из созданной ими компании.

Благодаря столь долгой традиции применения опционных программ в стартапах, особенно технологических, и ярким историям успеха последних десяти лет, опционные программы стали мощным средством привлечения талантов в стартапы. Компании обязательно упоминают про опционы в описании вакансий - и не только компании "на слуху", такие как Enter или LinguaLeo, но и начинающие стартапы - через одного. Опционы раздают прежде всего разработчикам - ключевому звену в создании стоимости для компании, в отличие от крупнейших мировых компаний, где долгосрочные программы, как правило, распространяются только на топ-менеджеров.

Опцион в стартапе - это работа на перспективу, вера в то, что компания добьется успеха, и понимание того, что вклад сотрудника в этот успех впоследствии будет монетизирован. Причем, чем значительнее успех, тем больше нулей будет в итоговой сумме от продажи акций.

Опцион - это возможность привлечь талантивых и сильно мотивированных специалистов на среднюю или даже ниже среднего по рынку зарплату, что позволит стартапу сэкономить денежные средства и инвестировать их, например, в развитие продукта.

Наконец, опцион, это еще и средство создания устойчивой стартап-экосистемы. Успех рождает желание воспроизводить успешную модель снова и снова, и часто после удачного выхода из компании люди создают на собственные средства новые стартапы, делают ангельские инвестиции в другие компании, становятся менторами, входят в советы директоров, помогая новым стартапам стать такими же успешными и прибыльными, как и их предыдущие компании - таких примеров множество в Силиконовой долине, есть и российские истории успеха.

По ощущениям пока опционные программы (по крайней мере, юридически оформленные)  являются обязательным элементом вознаграждения далеко не в каждом стартапе. Но запрос рынка на них однозначно есть. Тем интереснее будет взглянуть на реальную картину применения опционных программ в российских стартапах, их связь с фазой развития компании, наличием венчурных инвестиций. Это даст основателям понимание, когда и в каком виде следует вводить подобные программы в систему вознаграждения, чтобы, с одной стороны, оставаться конкурентоспособными на рынке труда, а с другой, не поддаваться веянию моды, если нужное время еще не пришло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.